Порядок открытия ИНПС в Узбекистане, авторизация и общие понятия о накопительном пенсионном счете. Обновленная процедура обращения онлайн через Портал госуслуг и другие особенности в этом обзоре.
Согласно постановлению Кабинета Министров, с 01.04.2018 в Узбекистане вступил в силу обновленный регламент постановки граждан на учет в НПС (накопительной пенсионной системе). Эксперты справочного портала «Бухгалтерия и налогообложение» подготовили обзор данной процедуры. В нем выделены ключевые понятия, касающиеся открытия ИНПС в Узбекистане, и даны рекомендации по этой процедуре.
ИНПС в Узбекистане 2019: базовые положения по постановке на учет
Приложение №1 к постановлению Кабмина РУз от 26.03.2018 года № 238 устанавливает следующие положения, касающиеся постановки на учет в НПС:
- Работодатели-юрлица и физлица, работающие по трудовому договору участвуют в НПС в обязательном порядке;
- Индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств (не юридические лица) и другие граждане участвуют в НПС на добровольной основе;
- Для категорий, указанных в пункте 1 этого списка, открытием индивидуальных пенсионных счетов ИНПС в Узбекистане занимаются работодатели;
- При добровольном участии в НПС, граждане занимаются постановкой на учет самостоятельно;
- Ответственность за постановку на учет в НПС и открытие ИНПС для граждан в РУз возложена на Народный банк Узбекистана.
Отдельно добавим, что все процедуры по обмену данными, касающимися ИНПС, между Народным банком и Центрами госуслуг осуществляются через межведомственные электронные каналы. При этом передача информации обязательно сопровождается ЭЦП (электронная цифровая подпись).
Обновленный формат обращения для открытия ИНПС в Узбекистане
В соответствии с Главой 2 Приложения №1 к постановлению Кабмина РУз от 26.03.2018 года № 238, допускаются два способа обращения для открытия личного счета ИНПС в Узбекистане:
- в режиме онлайн через официальный сайт Портала госуслуг (ЕПИГУ);
- в явочном режиме с посещением Центра госуслуг по месту нахождения.
Внимание: и в том, и в другом случае для присвоения номера ИНПС понадобятся паспорт и электронная цифровая подпись.
При обращении для открытия ИНПС онлайн или в явочном порядке заполняется анкета. Ее можно скачать здесь.
Преимуществом явочного обращения для открытия счета и авторизации ИНПС в Узбекистане является возможность проконсультироваться со специалистом на месте. Сотрудники Центров госуслуг обязаны помогать заявителям при заполнении анкеты, а также оказывать другую информационную поддержку в процессе получения ИНПС.
Онлайн-обращение позволяет существенно сократить затраты времени на визит в Центр госуслуг по месту жительства. Кроме того, при явочном обращении заполненная анкета направляется в Народный банк в течение часа, а при обращении через ЕПИГУ — автоматически. Соответственно, извещение при онлайн-обращении на открытие счета ИНПС будет получено быстрее.
Как открыть счет ИНПС в Узбекистане: порядок действий работодателя
Для открытия счета новому сотруднику в системе ИНПС в Узбекистане работодателю необходимо последовательно выполнить такие действия:
- обратиться за получением ИНПС через Центр госуслуг или ЕПИГУ;
- получить от Народного банка извещение о постановке гражданина на учет в НПС;
- получить готовую накопительную книжку в Народном банке;
- выдать книжку ИНПС сотруднику, принятому на работу.
Как получить ИНПС через ЕПИГУ: порядок действий заявителя
При онлайн-обращении за ИНПС необходимо выполнить следующие действия:
- Регистрация на сайте Портала госуслуг (ЕПИГУ). С процедурой регистрации можно ознакомиться здесь. Если регистрация была пройдена ранее, нужно войти в личный кабинет. Вход выполняется посредством ввода логина и пароля либо с помощью ЭЦП.
- Заполнить анкету по этой ссылке. Система автоматически заполняет большинство полей. Вручную вводятся только область постоянного места жительства (прописки) и МФО (филиал банка по месту прописки).
- Заверение онлайн-анкеты на открытие ИНПС в Узбекистане с помощью ЭЦП.
- Подтверждение данных нажатием кнопки «Отправить».
Сразу после подтверждения введенной информации система автоматически отправляет эти данные в Народный банк для дальнейшей обработки. После ее получения, банк в течение одного рабочего дня со дня поступления должен известить заявителя об открытии накопительного пенсионного счета через Центр госуслуг или ЕПИГУ.
Пошаговая инструкция: как получить ИНПС
Что такое книжка ИНПС и как ее получить в Узбекистане
В течение пяти рабочих дней после извещения от Народного банка работодатель должен получить накопительную книжку ИНПС в Народном банке. С этой целью сотрудник, для которого получают документ, оформляет доверенность на должностное лицо, которое будет получать документ.
Внимание! Юрлицо получает накопительные книжки ИНПС на основании акта передачи и двух экземпляров ведомостей. Ведомости заполняются при получении документа работником. Один экземпляр ведомости необходимо направить обратно в Народный банк в течение 5 дней после заполнения. Второй экземпляр ведомости остается у работодателя. |
Выдача книжки по учету индивидуального накопительного пенсионного счета работнику осуществляется в течение трех рабочих дней с момента ее получения в Народном банке. Если в этот период сотрудник отсутствует на работе, то должностное лицо делает об этом запись в ведомости, удостоверяет ее своей подписью и один экземпляр направляет филиалу Народного банка.
При смене места жительства или места работы получателя накопительных пенсионных выплат открытие нового ИНПС не требуется. Открытый однажды индивидуальный пенсионный счет действует пожизненно.