БУХГАЛТЕРИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ (Buxgalteriya va Soliq Solish)

Нематериальные активы в Узбекистане: что к ним относится

10 июня 2019
20
Средний балл: 0 из 5

Нематериальный актив, или НМА, представляет собой один из видов долгосрочных активов. Нематериальные активы отличаются от основных средств тем, что не обладают физическими свойствами. Представляем краткий обзор - что относится к нематериальным активам в бухгалтерском учете простыми словами.

Что такое нематериальные активы предприятия: определение

Понятие НМА в Узбекистане дается в национальном стандарте №7. Нематериальный актив – это произведенный или купленный организацией объект интеллектуальной собственности (ОИС) принятый к бухгалтерскому учету. НМА используют для управления компанией или изготовления продукции (оказания услуг) больше 1 года. Ниже, в подсказке, представлен полный перечень критериев нематериальных активов.

Подсказка.

Семь признаков нематериальных активов:

- у него нет физической структуры - материально-вещественной формы. То есть, его никак нельзя потрогать. Например, компьютерная программа – пощупать ее нельзя, но ее можно использовать на компьютере или записать на флешку;

- отделяется от другого имущества. Например, его можно сдать в аренду или продать;

- длительность срока полезного использования – более одного года;

- приносит экономическую выгоду и у компании есть на него право. Например, ноу-хау или патент на техническое изобретение;

- не предполагается его последующая перепродажа;

- можно произвести его оценку;

- ограничения в доступе к активу и его использовании. Пример: использовать товарный знак могут только его правообладатели, и никто другой.

Что относится к нематериальным активам в бухучете организации

В пункте 10 национального стандарта о нематериальных активах в Узбекистане приведен их полный перечень:

- базы данных;
- изобретения;
- ноу-хау;
- полезные модели;
- компьютерные программы;
- товарные знаки;
- фирменное наименование;
- селекционные достижения (новые сорта растений или породы животных).

Проводки: начисление амортизации на НМА

Приведем хороший пример нематериального актива: деловая репутация организации, или гудвилл. Организация, которая хорошо себя зарекомендовала на рынке, может получать больше прибыли, продавая продукцию по высокой стоимости благодаря своему бренду. Например, производитель напитков «Coca-Cola» может продавать свою продукцию гораздо дороже ее себестоимости. Из-за популярности мирового бренда напитки все равно купят. А производитель напитков неизвестной марки так поступать не может. Приобрести такой актив можно только с покупкой самой компании или ее части. Переплата за бренд – это и есть гудвилл.

Если актив не соответствует хотя бы одному критерию отнесения к НМА, его нельзя относить к нематериальным активам, он не подлежит признанию в бухучете в Узбекистане.

Например, квалификацию или интеллектуальные способности персонала нельзя отнести к нематериальному активу организации. Их никак нельзя отделить от человека, а продавать людей запрещено.

Организационные расходы предприятия также не являются ее нематериальным активом.

Чтобы объекты интеллектуальной собственности признать нематериальным активом, необходимо подтвердить права на созданный или купленный объект документами. 

logo
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Незарегистрированным пользователям доступно только 15% от материалов на нашем сайте. Зарегистрируйтесь и продолжите чтение. Регистрация займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ