Подписывайтесь на наши каналы:      
БУХГАЛТЕРИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ (Buxgalteriya va Soliq Solish)

Хронометражное обследование в Узбекистане: новые условия и требования

19 июня 2019
290
Средний балл: 0 из 5

Хронометражное обследование в Узбекистане как форма налогового контроля в данном обзоре. Общие положения хронометража, объекты обследования, порядок проведения и обновленные условия процедуры, вступившие в силу в 2019 году.

Статья 71 НК РУз определяет общие положения налогового хронометражного обследования в Узбекистане, его объекты и порядок проведения процедуры. В 2019 году в нее был внесен ряд важных изменений (Закон РУз № ЗРУ-508 от 24.12.2018 и Положение № 3148 от 3.04.2019). Эксперты справочного портала «Бухгалтерия и налогообложение» подготовили подробный обзор хронометража налоговой с учетом всех обновлений, с которым можно ознакомиться на этой странице.

 

Что такое хронометраж налоговой в РУз: общие сведения и цели проведения

До вступления в силу ряда изменений хронометраж представлял собой форму налогового учета и контроля поступлений наличной выручки. Теперь же эту процедуру можно приравнять к другим видам налоговой проверки с возможностью привлечения нарушителей к ответственности, согласно общим требованиям НК. Обновленное определение хронометражного обследования звучит, как «форма налогового контроля по определению фактических объемов реализации товаров (работ, услуг), проводимая с целью установления фактических объемов поступлений за период проведения хронометража, сумм денежной выручки, объемов производства, реализации товаров (работ, услуг)» (ст. 71 НК).

Несмотря на внесение изменений, позволяющих рассматривать процедуру налогового хронометража в Узбекистане в качестве налоговой проверки, формально она таковой не является. Это объясняется тем, что в ходе хронометража проверяющие не могут истребовать у налогоплательщика учетную документацию и вмешиваться в его деятельность. В то же время, при выявлении нарушений обновленные нормы НК по хронометражу 2019 в Узбекистане допускают привлечение к ответственности. Поэтому фактически, хронометражное обследование объемов производства и реализации товаров, услуг или работ можно рассматривать как проверку.

Приведем общие условия, касающиеся обновленного положения о налоговом хронометраже: 

  • максимальный период проведения хронометража в Узбекистане составляет 7 календарных дней (ранее — 3 рабочих дня);
  • приказ о проведении хронометража принимает руководство органа налоговой госслужбы (руководитель или заместитель);
  • в приказ вносятся данные о налогоплательщике, включая его идентификационный номер, место и сроки налогового хронометража;
  • в процессе хронометражного обследования не допускается истребование у плательщика учетных документов и другое вмешательство в его деятельность;
  • при проведении хронометража проверяющие могут обращаться к налогоплательщику за пояснениями, а также снимать данные ККМ и платежных терминалов;
  • в случае выявления занижения показателей выручки регулирующий налоговый орган направляет проверяемому налогоплательщику требование;
  • получив требование, налогоплательщик обязан представить исправленную отчетность или документы, поясняющие выявленные в процессе хронометража расхождения.

 

Важно! В случае повторного выявления у плательщика заниженной выручки регулирующий налоговый орган, выполнявший хронометражное обследование, вправе привлечь проверяемого за уклонение от уплаты налогов (Раздел IV НК РУз).

 

Кто является участниками налогового хронометража в Узбекистане

Участниками хронометражного обследования в Республике Узбекистан являются только две стороны — проверяющая и проверяемая. К первой относятся представители налогового органа, выполняющие хронометраж, ко второй — налогоплательщик или его представители. Привлечение к участию третьих лиц, включая независимых экспертов, запрещено.

 

Причины и объекты налогового хронометража в Узбекистане

Поводом для проведения хронометражного обследования в РУз могут стать факторы, вызывающие сомнение в достоверности предоставленной налогоплательщиком отчетности. Сюда относятся: 

  • факты занижения реальных объемов выручки (выявляются при анализе финансовой и налоговой отчетности);
  • большая разница ежедневной выручки у субъектов со схожим видом деятельности, расположенных в непосредственной близости;
  • существенные различия по ежедневной выручке субъекта, полученной наличными и через платежные терминалы;
  • сильное снижение выручки субъекта в сравнении с предыдущими отчетными периодами;
  • непробивание чека в ККМ в течение 2-3 часов (учитывается специфика деятельности, сезонные особенности и другие факторы);
  • снижение выручки более чем на 50% после проведенного хронометражного обследования;
  • различия между показателем среднемесячной выручки и данными оприходованных за этот период счетов-фактур.

 

Учитывая любые из перечисленных факторов, налоговые органы вправе провести хронометраж у налогоплательщиков, занимающихся следующими видами деятельности: 

  • Сфера торговли (опт, розница). Обследование проводится в местах реализации товара и расчета с покупателями.
  • Предприятия общественного питания. Хронометраж проходит в местах приготовления и раздачи блюд, а также на точках расчета с посетителями.
  • Сфера услуг. Местами налогового хронометражного обследования являются точки оказания услуг и расчетов с клиентами.
  • Производственная сфера. Хронометражные проверки проводятся в производственных цехах, на складах, а также в местах расчета с заказчиками и поставщиками.

 

Сюда же относятся любые другие сферы деятельности, для которых местами проведения являются точки реализации товара (работ, услуг) и расчета с покупателями или заказчиками.

Порядок налогового хронометража 2019 в Узбекистане в разных сферах

В зависимости от сферы деятельности налогоплательщика, выделяют два алгоритма проведения хронометража. Для объектов, чья деятельность связана с реализацией товаров и услуг, а также для сферы общественного питания хронометражная проверка проводится следующим образом: 

  • сравнение остатка наличных средств с X-отчетом кассового аппарата (ККМ);
  • определение фактического объема реализованных товаров и услуг и фиксирование дневной выручки; 
  • выведение итогового Z-отчета ККМ с последующим приложением его к справке;
  • итоговое внесение в память ККМ разницы между наличной денежной выручкой и данными из регистрационного листа.

 

Для сферы производства предполагается более сложная процедура. Здесь хронометражное обследование проводится по следующему алгоритму: 

  • определение себестоимости, стоимости продукции при реализации, объемов производства и наличия готовой продукции на складах;
  • измерение объема природных ресурсов (газ, электроэнергия, вода, горюче-смазочные материалы), используемых при производстве;
  • учет объемов используемого сырья, мощности оборудования и количества задействованных в производственном процессе работников;
  • определение количества производимой предприятием продукции, методов и процесса ее реализации.

 

На основании полученных от хронометража данных выполняются необходимые расчеты, позволяющие получить реальную информацию о выручке производственного объекта.

 

Формулы для расчетов хронометражного обследования в РУз

Результаты налогового хронометража позволяют провести анализ достоверности отчетности, которую предоставляют плательщики по налогам и другим обязательным выплатам. Для получения результатов используются следующие формулы:

Налог

Формула

Условные обозначения

Единый налоговый платеж ЕНП = ВРХ×РД×СН
ВРХ - средняя дневная выручка, установленная по итогам хронометражного обследования
РД - количество рабочих дней за отчетный период, установленное в период хронометражного обследования
СН - ставка налога
ОВ - реализация товаров (работ, услуг), отраженная в отчете налогоплательщика
УР - уровень рендабельности (в прошедшем отчетном периоде)
Налог на добавленную стоимость НДС = ВРХ×РД - ОВ×СН
Налог на прибыль НП = ВРХ×РД×УР - ОВ×СН
Акцизный налог АН = ВРХ×РД - ОВ×СН
Налог за пользование недрами НН = ВРХ×РД - ОВ×СН

Выявление фактов заниженной выручки при хронометраже в Узбекистане является поводом для проведения камеральной проверки (ст. 70 НК). Повторное нарушение, как уже отмечалось, влечет за собой ответственность, согласно Разделу IV НК РУз.

VIP доступ на 3 дня

logo
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Незарегистрированным пользователям доступно только 15% от материалов на нашем сайте. Зарегистрируйтесь и продолжите чтение. Регистрация займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.